Макарова Светлана Евгеньевна МБДОУ "Детский сад им.Ю.А.Гагарина"
|
Структура описания педагогического опыта "Сенсорное развитие младших дошкольников посредством использования дидактических игр" 2019г.Структура описания педагогического опыта 1.Данные о носителе опыта · Ф. И.О. Макарова Светлана Евгеньевна · Год рождения: 06.09.1964г. · Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» · Должность: воспитатель · Педагогический стаж: 30 лет 2. Тема опыта «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр» 3.Описание основных методов и методик
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию исходными явились принципы теории сенсорного воспитания:
1.В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного развития. Он предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, то есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование слухового восприятия, развитие мышечного чувства при обследовании предметов.
3.Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
В своей работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста использовала следующие методы: - Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова - стихов, загадок, считалок, песенок…). - Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия). - Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….). - Игровые (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера).
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение. Обследование - специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Общая схема обследования предполагает определенный порядок: - восприятие целостного облика предмета; - выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.); - определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.); - выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.; - повторное целостное восприятие предмета.
Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Сравнение - это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Дидактическая игра - основное средство приобретения детьми сенсорного опыта! В дидактических играх познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра выступает одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является ведущим видом самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Через игры с детьми обследовала предметы с различением признаков «Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи». В некоторых играх учила группировать предметы по тому или иному признаку. Таким образом, подводила детей к овладению сенсорными эталонами. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. Методика проведения дидактических игр в младшей группе. 1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. 2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей. 3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. 4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. 5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним). 6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. 7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. 8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. 9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки). 10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.). В своей работе я использовала методы: наглядный, игровой, метод упражнений, работу по карточкам и схемам, поисковый, практический и др. Приемы: убеждение, пример, упражнение, поощрение, показ, объяснение, вопросы, рассматривание и др.
Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим. Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.
4.Актуальность.
В соответствии с действующими федеральными государственными стандартами дошкольного образования в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». 3. Научность. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л.Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрел всё то, чем живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в педагогической деятельности многих педагогов прошлого: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимают особое место. В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.А. Короткова и др. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те, или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства. Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что младший дошкольный возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития. Работы А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием. Так игра способствует: развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры дети усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; дает ребенку овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушки, природный материал), настольно-печатные и словесное игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «парные картинки», «лото», «домино». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Исходя из опыта сенсорного воспитания, можно выделить следующие виды дидактических игр по игровому действию: - Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п. - Игры с прятаньем и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». Научность в представленном опыте находит отражение в соблюдении основных дидактических принципов при организации работы по сенсорному развитию детей. Это систематичность, последовательность, опора на рекомендации выдающихся педагогов и психологов, теоретические исследования по данной проблеме.
4. Результативность
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом. Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Комплексно-интегрированный подход к проблеме сенсорного развития детей помог добиться определенных результатов в работе:
После проведения диагностики развития детей было выявлено: - положительная динамика уровня сенсорного развития; - у детей сформировались устойчивые представления об основных сенсорных эталонах; - сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по основным признакам, - улучшились показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти, речи. - дети стали больше проявлять интерес к дидактическим играм. Оценка уровня сенсорного развития детей (25 человек): Начало года: высокий уровень:8 человек (32%); средний уровень: 13 детей(52%); низкий уровень: 4 ребенка(16%). Конец года: высокий уровень:14 детей(56%) средний уровень:10 детей(40%) низкий уровень:1 ребенок(4%) На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился. Результаты диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы: количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 14%. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
7.Новизна (инновационность) Новизна моего опыта состоит в систематизации и обобщении материала по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста выстроены в единую систему, в соответствии с возрастом детей. Формирование сенсорной культуры ребенка должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики: · Принцип насыщенной предметно- игровой среды. · Принцип взаимосвязи. · Принцип интеграции. · Принцип активности. · Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. · Принцип последовательности. · Принцип систематичности. · Принцип повторности. · Принцип доступности.
8.Технологичность В своей работе использовала следующие технологии: - информационно – коммуникативные; -здоровьесберегающие; - игровые; - личностно — ориентированные; - исследовательские; -технологии Монтессори; -элементы ТРИЗ технологии; - развивающие игры с блоками Дьенеша; - проектный метод обучения. При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: - отбору, разработке, подготовке игр; - включению детей в игровую деятельность; - осуществлению самой игры; - подведению итогов, результатов игровой деятельности. Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться: 1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т.д.; 2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. 3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода. 4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д. 5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Все дидактические игры, вошедшие в систему, учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Работу по сенсорному развитию осуществляю систематически и последовательно, включаю в разные формы воспитательно-образовательной работы с малышами. Системная работа позволяет учесть особенности каждого ребенка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к особенностям каждого ребенка. Совместная игровая деятельность – одна из форм организации детской деятельности. И это не случайно: отношения между участниками образовательного процесса (педагогом и детьми) являются важной составляющей всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ, так как способы взаимодействия усваиваются ребенком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития личности. Одним из условий для осуществления поставленных задач по сенсорному развитию детей, является организация предметно - развивающего пространства в группе.
9.Описание основных элементов.
Работу проводила поэтапно. 1 этап (Организационный) Методическое сопровождение: · Подборка и изучение материала по данной теме. · Подборка диагностических материалов по возрасту детей · Подборка игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста. Развивающая среда. · Создание в группе центра по сенсорному развитию «Развивайка», который ежегодно пополняется. · Приобретение игрового материала. · Изготовление наглядных материалов и дидактических игр для активизации сенсорного опыта детей. Работа с педагогами и родителями. · Организация выставок игровых материалов, пособий по сенсорному развитию. · Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи. 2 этап (Внедренческий) · Составление учебного плана. · Разработка перспективного планирования. · Проведение дидактических игр с детьми. 3 этап (Итоговый) · Корректировка планов. При соблюдении принципа насыщенной предметно-развивающей среды в группе оформила центр по сенсорному развитию , назначение которого – развитие восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними. На основе изученного материала составила учебный и перспективный планы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подобрала материалы, игры. Многие игры изготовила сама. С детьми младшего дошкольного возраста работа по сенсорному развитию проходила через дидактическую игру. Посредством дидактической игры дети овладевали новыми знаниями, умениями, у них сформировались сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминали материал, осваивали новые способы деятельности, сравнивали, различали, сопоставляли, обобщали. Ребенка привлекал в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. С детьми проводила дидактические игры на формирование представлений о различных признаках: цвете, форме, величине. В игре «Цветовое лото» учились группировать картинки с изображением предметов в соответствии с цветом поля, на которые они выкладывались. В играх: «Назови геометрическую фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя» через игровое действие и правила подводила детей к логическому мышлению, заставляла больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления. Особенно нравятся детям игры: «Что лежит в мешочке?», «Ящик ощущений». Им нравится на ощупь определять геометрическую фигуру. У кого-то получалось с первой игры, а у других нет, потому что, не видя фигуру очень сложно определить ее на ощупь. С такими детьми проводила индивидуальную работу: обследовали фигуры, уточняли их особенности. Строили с детьми башню из кубиков при проведении игры «Башня из кубов». Учились сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине, определяли словом отношения трех соседних элементов («большой», «поменьше», «самый маленький»). Сравнивали по величине игрушки в игре «Сравни предметы по высоте». Дети сортировали фрукты разной величины (трех размеров – большие, поменьше, маленькие), в три корзины – большая, поменьше, маленькая. При проведении новой игры четко, эмоционально знакомила детей с ее содержанием, правилами и действиями, уточняла их понимание, вместе с ними играла, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагала детям поиграть самостоятельно, но при этом следила за ее ходом. Когда дети усвоят правила, то они самостоятельно объединялись в группу для игры и выбирали игру по желанию. Для данного возраста детей изготовила игры: «Цветовое лото», «Угости зайчиков морковкой», «Спрячь зайчика», «Витамишки», «Разложи по величине», «Много - один» и др. Большое внимание я уделила работе с детьми с использованием блоков Дьенеша. Эти игры проводила с использованием игровых персонажей Фили и Степашки, которые знакомили детей со своими играми с блоками или просили детей помочь им в затруднительной ситуации. Работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша проводится 1 раз в 2 недели во второй половине дня небольшими подгруппами, является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений. Детей привлек данный логический материал, так как он обеспечивал выполнение разнообразных предметных действий. В процессе разбиения, выкладывания по определённым правилам, перестроения дети овладели различными мыслительными навыками, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся: умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». При работе с блоками у детей развились элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С применением данной методики у малышей тренируется внимание, память, восприятие. Игры с логическими блоками научили малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. По этой работе поделилась опытом на РМО по теме «Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством игр с блоками Дьенеша». В работе использую такие формы работы с детьми: индивидуальная, групповая, подгруппами. Дидактические игры проводила в форме специально организованных игр и игр, используемых в непосредственно образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставила перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходило не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Индивидуальную работу с детьми проводила при необходимости в том случае, если дети затруднялись: способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине, умении выполнять аналитическую деятельность. Для самостоятельной игровой деятельности предлагала детям игру, если правила игры детьми усвоены. Старалась, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропал, то правила игр усложняла, расширяла вариативность. Все дидактические игры, вошедшие в систему, учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы. Одним из психолого-педагогических условий сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества ДОО и семьи, так, как родители являются активными участниками образовательного процесса. Исходя из результатов анкетирования, был разработан перспективный план по ознакомлению родителей с содержанием сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, индивидуальные беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов. А также с помощью родителей была организована и пополнена предметно-пространственная среда в группе.
Данная работа позволила мне повысить свой педагогический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. В группе была создана предметно-познавательная развивающая среда, отвечающая принципам ФГОС ДО. В ходе работы над темой был выстроен комплексно-интегрированный подход к решению задач сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Опыт систематизирован согласно поставленным задачам с большим содержанием практического и дидактического материала. В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы: работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей. Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста – это данные диагностического обследования детей. Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы работы по проблеме сенсорного развития детей посредством использования дидактических игр. Данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании. Дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами , со способам обследования предметов . У детей сформировалось умение точно , полно и расчлененно воспринимать свойства предметов. Дети научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения. Игры во многом способствовали развитию мелкой моторики детей. Данная работа способствовала и развитию творческих способностей, любознательности, наблюдательности, совершенствованию психических процессов у детей (памяти, мышления, восприятия и т.д.). Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра. Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
1.Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 ,№ 13. – С.424 2.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для воспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, -М., Просвещение, 1989. 3.Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315 4. Игры - занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 1987. 5.«Давайте поиграем» А. А. Столяр, изд. Просвещение, 1991 г. 6.Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. 7.Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. С – Пб. ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 8.Павлова Л.И., Маврина И.В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М.: Гном и Д, 2002. 9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983. 10.Сенсорное воспитание в детском саду. Метод.указание./ Под ред. Н.Н.Поддьяковой и А.П.Сакулиной, - М., Просвещение, 1969. 11.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996. 12.Сорокина М.Г. Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр « Академия «, 2003. 13.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368 14.Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.Ф.С.Со- хиной, Н.Н.Поддьяковой, - М., Просвещение, 1984. 15.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011. Интернет- ресурсы. 18 октября 2020 в 13:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.