Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
План работы кружка «Волшебная бумага»
в младшей группе «Бабочки» на 2018 – 2019
учебный год.
Воспитатель: Макарова С.Е.
г. Гагарин, 2018
Актуальность
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация - это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Как всякая познавательная деятельность, аппликация имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков.
На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе
Занятия с бумагой также позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук, проявлять индивидуальность. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольника на ценность труда.
Проблема: одни дети моей группы очень робки в умении составлять изображение из геометрических фигур (долго сидят, боясь начать работать, ждут помощи воспитателя). Другие наоборот очень торопятся при этом, совершают ошибки в умении подбирать предметы по цвету, форме, величине. Имея недостаточно развитую мелкую моторику рук, работы часто не аккуратные, не доведены до конца. Дети мало интересуются данным видом деятельности, т.к. не имеют достаточных навыков в работе с бумагой.
Поэтому я поставила перед собой цель: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, красивого в процессе работы с бумагой.
Основные задачи:
Формировать умение составлять изображение предмета из отдельных частей;
Учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине;
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить предмет (узор), затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь; учить работать с клеем;
Закреплять и расширять знания детей о предметах и явлениях окружающей действительности, геометрических фигурах, основных цветах палитры;
Способствовать развитию мелкой моторики, развивать точность и координацию движений руки и глаза;
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов, интерес и эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой;
Воспитывать аккуратность в работе, внимание, усидчивость, стремление доводить начатое до конца и радоваться достигнутым результатам.
Возраст детей 3 - 4 года (младшая группа ).
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка: занятия кружка проводятся один раз в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе:15 минут.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 29 занятий.
Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
1. Словесные: объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом), рассказ, беседа, консультация. ; литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение.
2. Наглядные: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, игрушки; демонстрационные материалы (образцы изделий,); проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение.
3. Практические: упражнения; выполнение задания (репродуктивный метод); творческая работа воспитанников.
Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации.
Ожидаемые результаты к концу года
В результате реализации кружка, удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей; дети научатся различным приемам работы с бумагой, разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, фантазию, мелкую моторику рук и глазомер; познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся создавать коллективные работы, доводить работу до конца, радоваться результату.
Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Выполняет работу в определенном порядке, проявляя аккуратность и желание довести начатое дело до конца.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Проявление самостоятельности и творческой инициативы.
5. Проявление эмоциональной отзывчивости и желания заниматься аппликацией.
Литература:
1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007г.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. 3 - 4 лет. М., Мозаика-синтез, 2015г.
3. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2012.
4.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. И. А. Лыкова – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009г.
5. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми младшего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006г.
Перспективный план работы кружка «Волшебная бумага».
Время проведения |
Тема |
Цель |
Материал |
Сентябрь |
1.Мониторинг
2. « Консервируем фрукты»
3. «Яблоки на дереве»
4. «Осеннее дерево» (коллективная работа) |
Учить детей наклеивать готовые формы, различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый. Учить детей пользоваться кистью. Клеем, клеенкой и тряпочкой.
Познакомить детей с сезонными изменениями в природе осенью в яблоневом саду. Дать представления о строении яблоневого дерева и его плодах (ствол, ветки, листья, круглая форма, красный цвет, большое по величине, вкусное, сочное яблоко). Продолжить знакомство со свойствами мягкой бумаги.
Продолжать знакомить детей с сезонными явлениями в природе. Учить видеть красоту осеннего дерева. Развивать воображение, мелкую моторику рук. |
Светлая основа в форме банки форматом альбомного листа. Готовые фигуры:
- круги красного, зеленого, желтого цвета диаметром 3см;
- Овалы зеленого цвета 2*4,5см. Клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка.
Круги красного цвета. Контур дерева.
Контур дерева, круги желтого, зеленого,
оранжевого, красного цвета. |
Октябрь |
1. «Шарики воздушные»
2. «Солнышко за тучкой»
3. «Красивая тарелочка»
4. «Листья летят» |
Развивать умение у детей различать основные цвета: красный, жлтый, зелный, синий; чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук
Учить детей аккуратно приклеивать к картону готовые кружочки. Развивать фантазию, воображение.
Учить составлять узор в круге; украшать орнаментом из маленьких и больших кружочков чередуя по цвету. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и прижимать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
Белый лист бумаги с нарисованными ниточками, круги и овалы разных цветов; клей. Кисточка, тряпочка.
Большой круг желтого цвета и много кругов белого и голубого цвета; клей, кисточка, тряпочка.
Лист бумаги в форме круга, круги большие и маленькие разных цветов; клей, кисточка,тряпочка.
Заготовки листочков красного, желтого, оранжевого цвета, ватман синего цвета; клей, кисти, тряпочки. |
Ноябрь |
1. «Веселая неваляшка»
2. «Башенка из кубиков»
3. «Светофор»
4. «Красивые бусы для мамы» |
Продолжать учить детей работать с готовыми формами, располагая их в определнной последовательности, опираясь на образец. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Закреплять у детей умение составлять предмет из частей разной величины путем их наклеивания друг на друга; подбирать цвета
Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. Познакомить с сигналами светофора. Побеседовать с детьми о городе, что есть в городе (магазины, аптеки, детские сады… .). А ещё в городе есть машины. Для машин придумали светофоры, чтобы не было аварий на дороге. Прочитать стихотворение С. Маршака.
Развивать умение детей наклеивать кружочки на веревочку, изображенную на листе бумаги, чередуя по цвету; продолжать учить видеть образ и подбирать цвета. |
Круги разных размеров, клей, кисточка. тряпочка.
Квадраты разной величины и цвета; клей, кисти, тряпочка.
Предложить каждому малышу взять прямоугольник и расположить на нём круги, чтобы получился светофор.
Лист бумаги с нарисованной ниточкой, круги разных цветов, клей, кисточка, тряпочка. |
Декабрь |
1. « Чашки трех медведей»
2. «Флажки на ниточке»
3. «Новогодние шары»
4. «Дед Мороз» |
Учить детей располагать и наклеивать предметы в определённой последовательности (по размеру). Учить детей пересказывать сказку, опираясь на картинки. Заранее прочитайте малышам сказку Л. Толстого «Три медведя».
Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета Показать малышам картинку с изображением новогодней ёлки и поговорить с ними о приближающемся празднике.
Продолжать учить детей видеть образ новогодней елки; учить аккуратно наклеивать шары из мятой бумаги.
Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков; учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода); создавать эмоционально благоприятный фон. |
Положить перед каждым малышом альбомный лист, на котором наклеен длинный узкий прямоугольник (стол) и 3 чашки, вырезанные из цветной бумаги. Сначала наклеить большую чашку, потом среднюю и маленькую.
Положить перед каждым малышом альбомный лист, на котором нарисована верёвка и, предложить сделать гирлянду из флажков.
Бумажные салфетки.
Большой круг наполовину красный, наполовину розового цвета, ватные диски; кисточки, клей, тряпочки. |
Январь |
1. Каникулы
2. «Снежный ком на дорожке»
3. «Дорожка для куклы»
4. «Лепим мы снеговика» |
Учить располагать фигуры в нижней части листа — на полосе земли; аккуратно их наклеивать, сочетая с цветом фона; украшать композицию обрезками - снежинками
Учить детей наклеивать, чередуя круг и квадрат по линии, развивая и поощряя самостоятельность
Продолжать знакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Учить подбирать их по размеру с помощью наложения их на силуэт снеговика. Учить видеть образ предмета, закреплять приемы аккуратного наклеивания, воспитывать желание сделать свою игрушку красивой, использовать оценку детских работ, как средство обучения.
|
Белый круг, белые обрезки. Синий фон.
Круги и квадраты разных цветов.
Лист бумаги голубого цвета с контуром снеговика, ватные диски трех размеров, дополнительный материал для деталей. |
Февраль |
1. «Вкусное мороженое»
2. «Овечка»
3. «Кораблики»
4. «Красивое платье в горошек» |
Учить детей располагать предметы в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Обыграть ситуацию: у куклы Даши день рождения. Она пригласила много детей. Даша хочет их угостить мороженым. Предложить детям сделать мороженое в вазе
Познакомить детей с аппликацией из макарон; учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами; учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались.
Продолжать развивать умение детей составлять изображение из частей; учить видеть образ; закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать интерес к данному виду деятельности.
Учить детей заботиться о близких людях. Закрепить умение подбирать цветовые сочетания. |
Изображение вазочки и кругов разных цветов.
Изображение овечки, макароны, клей, кисточка.
Геометрические фигуры для составления кораблика: трапеция, два треугольника больших, один маленький; клей, кисточка, тряпочка.
Кружки разных сочетаемых цветов. |
Март |
1. «Цветы для мамы»
2. «Котенок и клубочки»
3. «Слон – жонглер»
4. «Цыплята на лугу» |
Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики - из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.
Продолжать учить создавать образ игривого котенка. Учить аккуратно наклеивать кружочки по всему листу.
Учить малышей раскладывать детали в соответствующие по цвету и форме контуры и наклеивать их. Познакомить с профессией жонглёра. Упражнять в порядковом счёте. Прочитать малышам отрывок из стихотворения С. Маршака «Цирк».
Продолжать учить малышей составлять коллективную композицию; доводить предмет до нужного образа. Учить инсценировать слова песни. Обыграть ситуацию: воспитатель-курица, а дети-цыплята. Спеть вместе с малышами и инсценировать песенку. |
Бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги.
Кружки разного цвета и размера.
Дать каждому малышу альбомный лист, на котором нарисован слон и цветные контуры кругов разных размеров вокруг него; вырезанные из цветной бумаги круги соответствующих цветов и размеров.
Раздать детям овалы, вырезанные из желтой бумаги. Предложить детям нанести клей на овал и «вернуть «цыплёнка маме, наклеив его рядом с курицей. Затем взять фломастеры и подрисовать цыплятам глаза, клювы и ножки. |
Апрель |
1. «Пасхальная корзина с яйцами»
2. «Цветы на поляне»
3. «Улитка»
4. «Божья Коровка» |
Продолжать учить детей составлять коллективную работу, правильно располагать предметы на листе. Упражнять в порядковом счёте. Рассказать малышам о празднике Пасхи, о том что с давних времён в этот день люди раскрашивают яйца. Предложить детям сложить разноцветные пасхальные яички в корзину.
коллективная работа. Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая.
Учить малышей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев. Начать с чтения потешки. Предложить малышам составить из четырёх кругов улитку, опираясь на образец – заранее выполненную аппликацию с улиткой.
Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
Круги разных цветов; кисти, клей, тряпочки.
Круги разного цвета.
Круги разного диаметра и цвета.
Заготовки крылышек и круги черного цвета. |
Май |
1. «Бабочки летают»
2. «Гусеница в траве»
3. Мониторинг
4. Отчет о работе кружка. |
продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон и геометрических фигур; учить украшать крылья бабочки с помощью макарон и различных фигур; обращать внимание на контрастные цвета при украшении изображения.
Учить детей создавать композицию, наклеивая круги друг за другом, дорисовывать образ фломастером. |
Шаблон бабочки, разные геометрические фигуры, макароны, клей, кисточка.
Круги разных цветов. |