Макарова Светлана Евгеньевна МБДОУ "Детский сад им.Ю.А.Гагарина"
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 20710.maam.ru является пользователь МААМ Макарова Светлана (УИ №1480316, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Выступление на РМО с опытом работы по теме ««Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико- грамматического строя речи детей 4-5 лет»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» Выступление на РМО с опытом работы по теме ««Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико- грамматического строя речи детей 4-5 лет» воспитателя Макаровой С.Е. г. Гагарин март, 2020 г. Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию, опыт работы по теме «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей 4-5 лет». Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. А ведь именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Мониторинг речевого развития детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы: - употребление сущ. в форме мн.ч. Р.П.; -согласование существительных с числительными; - образование существительных при помощи суффиксов; -образование относительных и притяжательных прилагательных. - бедный словарный запас; Актуальным моментом становится решение выше описанной проблемы через дидактическую игру, как основного вида деятельности дошкольника. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием проводила со всем коллективом детей на занятиях, и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей. Для наибольшей эффективности использования дидактических игр и упражнений соблюдала следующие условия: - систематичность проведения; - распределение их в порядке нарастающей сложности; - подчинённость заданий выбранной речевой цели; - чередование и вариативность игр и упражнений. Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве использовала в младшем возрасте. С детьми средней группы продолжала играть в игры предметного характера, но уже включала и словесные игры, построенные на словах и действиях играющих. В дидактических играх с грамматическим содержанием решала задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Рекомендую такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Предлагаю использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: Дидактически е игры на развитие лексики Это такие игры и упражнения: «Подбери картинку» (на классификацию предметов: овощи – фрукты; одежда – обувь). «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.). «Назови части»: - рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман; - дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо. «Подбери соответствующие картинки к следующим словам»: - Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф); - Лохматый, косолапый… (медведь); - Маленькая, быстрая, проворная… (белка); «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»). Солнце (какое?) – яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее. Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.) и др. Развитие грамматического строя речи 1. Развитие словообразования. «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных). «Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница). «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе). «Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных). «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных). 2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных. Это такие игры и упражнения: «Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа); «Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных); «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных); «Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных); «Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе); «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными); «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными); 3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи. Овладение синтаксическим строем речи происходило в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступали вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др. В процессе работы также использовала артикуляционную и дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, технологию синквейна, мнемотехнику, СУ-ДЖОК терапию и др. В процессе проведенной работы у детей повысился познавательный интерес; они с удовольствием играют в эти игры; у них сформировались навыки образования относительных, притяжательных прилагательных; существительных с помощью суффиксов; допускают меньше ошибок при употреблении существительных в форме мн. ч. Р. п., при согласовании существительных с числительными. Начатую работу буду продолжать и в дальнейшем. А сейчас попрошу ознакомиться с играми, которые были приобретены и сделаны своими руками. (Все игры разложены на столах для непосредственного ознакомления). 29 апреля 2020 в 12:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.