Макарова Светлана Евгеньевна МБДОУ "Детский сад им.Ю.А.Гагарина"

Конспект ООД в средней группе «Наши друзья – зимующие птицы».

Задачи:

обучающие:

формировать представление о зимующих птицах: их внешнем виде, образе жизни, повадках, питании;

совершенствовать умение отгадывать загадки.

развивающие:

развивать наблюдательность, зрительное восприятие, память, художественные способности.

воспитательные:

воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Материал: нарисованное дерево, картинки птиц (воробей сорока, ворона, дятел, синичка, снегирь) на магнитах, картинка кормушки и модели корма, раскраски птиц, карандаши, фломастеры, мелки, краски.

Предварительная работа:

беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный этап:

Приветствие: Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

 2. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку к зимующим птицам. Вы хотите попасть в сказку? (Да). Тогда приготовьтесь: раз, два, три – сказка впереди.

Как у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А птички на нём.

(Дети рассматривают дерево и птичек на нем)

А птички на дереве не простые, а зимующие. Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)

Послушайте загадки и покажите, о каких птицах идет речь.

1.Прыгнет раз, прыгнет два,

Почирикает слегка,

Крошки подбирает,

Сразу улетает.

(Воробей)

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Воспитатель.Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

3. Спинка зеленоватая,

Животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

Да ещё полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель.Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

4. Сильная, большая птица

Даже кошки не боится.

Очень важная персона –

Чёрно-серая…

(Ворона)

Воспитатель.Ворона - важная, горластая. Как она кричит? Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае есть одна из ворон, которая всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

5. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Воспитатель.Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. А еще дятла называют лесным санитаром.Почему?

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

6. Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Воспитатель.Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель:Давайте ещё раз назовём птиц, которые сидят на чудо-дереве (перечисляют) Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А почему они так называются?

Дети: Потому что остались зимовать.

Игра: «Какая птичка улетела?»

На дереве шесть картинок,  с изображением зимующих птиц.  Незаметно для детей убираю одну картинку и спрашиваю:

- Какая птичка улетела?

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы».

Я буду называть птиц, а если сделаю ошибку, то вы будете топать.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

мухи и стрижи (лишнее мухи)

Прилетели птицы: голуби,синицы,

аисты, вороны,

галки, макароны (лишнее макароны)

Прилетели птицы: голуби, куницы (лишнее куницы).

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

даже совы — сплюшки,

лебеди, скворцы.

Все вы МОЛОДЦЫ!

Одна из птичек хочет с вами поиграть. Что это за птица? (синица)

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка» 

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель:С наступлением зимы, птицы оставшиеся зимовать, перебираются поближе к людям, к человеческому жилью. Почему? (Им холодно и голодно).Птицам холод ни так страшен, как голод. В лесу зимой мало корма, поэтому они прилетают к нам. Просят о помощи. А как вы помогаете птицам зимой? (Сделаем кормушки, кормим птиц).

(Воспитатель вывешивает картинку кормушки)

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки?

Прилетайте на опушку,

— Угощенье ждет в кормушке.

Какие птицы прилетают на кормушку? (Воробьи, голуби, синицы, вороны). Хотите, я расскажу вам, какая птица, чем питается?      

Воробьи питаются крошками, зернышками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на доске).

Синицы питаются семечками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим (модель).

Снегири едят семена растений, любят клевать ягоды рябины, их обозначим (модель).

Вороны и сороки питаются очистками, остатками пищи, их обозначим (модель).

Дятел выискивает под корой деревьев спрятавшихся вредных жуков (модель).

Предлагаю посадить наших птиц на кормушку и угостить их любимым кормом.

Изобразительная деятельность

( Воспитатель предлагает детям раскрасить «портрет» птицы (по выбору), используя любой изобразительный материал.Детираскрашивают раскраску с изображением птицы.)Затем делают выставку работ.

3. Итог занятия.

Воспитатель:Ну что ребята пора возвращаться в детский сад из сказки. Раз, два, три – сказка позади.Дети, вспомните, о ком мы говорили на занятии? Каких птиц вы увидели на чудо-дереве? Что вам понравилось в нашей сказке?

 

30 декабря 2019 в 12:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.